Егидес А.П. Внутриличностные конфликты как проблема ПК

Мои новые статьи и их обсуждение

Егидес А.П. Внутриличностные конфликты как проблема ПК

Сообщение Aegides » 07 фев 2011, 17:28

Егидес А.П.,

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Аннотация. Обсуждается проблема внутриличностных конфликтов. Определения, классификации, причины, следствия, управление. Подчеркивается противоречивость трактовок. Прочерчиваются пути решения проблемы внутриличностных конфликтов.

Нет темы, более значимой для художественной литературы, личностно-социальной психологии и психологической конфликтологии, чем внутриличностные конфликты. И в то же время тема эта запутана донельзя. Я не возьму на себя труд распутать ее всю, разве только несколько узелков …

Начнем с проблемы определений. И прежде чем разбираться в ней по от-ношению к понятию «внутриличностный конфликт», займемся проблемой опре-деления самого по себе понятия «конфликт». А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в 1992 году издали книгу, в которой проанализировали 52 определения конфликтов. Они пришли к выводу об отсутствии общепризнанного понимания конфликтов. И действительно… часто у каждого из авторов в определении упоминаются два-три признака. Эти признаки могут наличествовать в определениях других авторов, а могут и отсутствовать. А эти другие авторы, в свою очередь, называют другие два-три признака (или один), которые отсутствуют у других, по отношению к ним, авторов. Примеры? В «Советском энциклопедическом словаре» слово «конфликт» означает столкновение сторон, мнений, сил. А.И. Тащева говорит о столкновении позиций. В кн. «Психология. Словарь» (1990), кроме столкновения позиций и мнений, говорится о столкновении противоположно направленных целей, интересов, взглядов. Б.И. Хасан пишет о столкновении действий. Н.В. Гришина - о столкновении людей. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор; но «столкновение чего с чем» - не говорится. В результате такого невнимания к мыслям коллег возникает ситуация, которую Ф.Е. Василюк юмористически охарактеризовал так: «конфликт – это столкновение чего-то с чем-то».

Аналогично обстоят дела и с определениями внутриличностных конфлик-тов. Т.Е. Аргентова и В.Е. Тополова констатируют: «Анализ зарубежной и оте-чественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует». Согласимся с ними и отодвинемся «в самый дальний исходный угол». По аналогии с определением конфликта как столкновения чего-то с чем-то, можно сказать, что внутриличностный конфликт – это столкновение чего-то с чем-то внутри личности. Но что это за загадочное что-то внутри личности? В.С. Мерлин говорит, что это «значимые стороны личности». А.Р. Лурия предпочитает понятие «тенденции». Ф.Е. Василюк употребляет слова «побуждения как самостоятельные ценности». Эверет Шостром сравнивает внутриличностный конфликт с двухпартийной системой: одна часть – у власти, другая в оппозиции. А.В. Вишневская предлагает словосочетание «внутриличностные образования». На мой взгляд, лучше остановиться на термине психизм. Это родовое понятие по отношению к чему угодно в психике одного человека: ощущениям, перцептивным образам, эмоциям, желаниям, мыслям… Тогда получится, что внутриличностный конфликт это столкновение любого моего психизма с любым моим психизмом.
Некоторые авторы вносят добавления. Курт Левин во внутриличностном конфликте видит выбор между силами равной ве¬личины. В.С. Мерлин уточняет: «стороны личности - значимые и примерно равнозначимые». Кроме того, он в качестве признака называет субъективную неразрешимость ситуации. Ф.Е. Василюк говорит об особом ценностном переживании. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов отмечают наличие психоэмоционального напряжения и длительной дезинтеграции личности. Многие авторы отмечают задержки в принятии решения.

Теперь вопросы классификации внутриличностных конфликтов. Попыт-ки и здесь отличаются разнообразием и запутанностью. В качестве вида внутри-личностных конфликтов выделяют интрапсихические (как синоним – психодина-мические). Относят к ним по существу психоаналитические феномены: конфликт между Я и Оно, между Я и сверх-Я. между Оно и Сверх-Я (Зигмунд Фрейд), ме-жду чувством неполноценности и стремлением его преодолеть (Альфред Адлер), между личным Я и архетипом (Карл Юнг), между противоречивыми "невротиче-скими потребностями" (Карен Хорни). Курт Левин предложил деление на «при-ближение-приближение», «избегание-избегание», «избегание-приближение». Но как это соотносится с Зигмундом Фрейдом?.. Можно увидеть проблему внутри-личностных конфликтов и в трансактном анализе Эрика Берна: конфликт «взрос-лый-ребенок», «взрослый-родитель» и т.п. Но опять же: как это увязать в систему с другими концепциями?
В качестве вида внутриличностных конфликтов рассматривают когнитив-ный диссонанс Леона Фестингера (дискомфорт при несовпадении знаний).
Предлагают различать также следующие виды внутриличностных кон-фликтов: «хочу и хочу», «хочу и надо», «хочу и могу», «надо и надо», «надо и могу», «могу и могу». Все это преподносится как некая отстоявшаяся истина. Однако при внешней красивости эти конструкции выглядят не очень убедительно.

Не менее зыбкими являются попытки разобраться в причинах внутрилич-ностных конфликтов. Рассуждений на эту тему в литературе мало. Они туманные и самые общие, наподобие «столкновения чего-то с чем-то» Ф.Е. Василюка. А.В. Вишневская, например, объясняет внутриличностный конфликт наличием у индивида сложного внутреннего мира. Трудно с этим не согласиться, но это и всё? Вопрос не из простых. И я сейчас выскажу тоже лишь некое общее соображение, и в то же время, может быть, оно все-таки окажется более прицельным. Причиной внутриличностного конфликта является интериоризация (переход извне вовнутрь) межличностного конфликта. То есть я обрел какие-то психизмы извне, от одних личностей. И другие психизмы, тоже извне, но от других личностей. И эти психизмы могут быть несовместимы друг с другом. Папа говорит: «Дай сдачи!». Мама говорит: «Не лезь». А в психике ребенка, а потом и взрослого - эти два побуждения вступают во внутриличностный конфликт. Посление два десятилетия стали говорить о «субличностях». Они и есть продукт интериоризации противоположных мнений.

А каковы следствия внутриличностных конфликтов? Если это когнитив-ный диссонанс, позитивный смысл очевиден: рождается новое знание. В процессе научного творчества внутриличностные конфликты сменяют друг друга по типу «лучшее - враг хорошего». Говорят о нравственном значении внутриличностных конфликтов, о больной совести, которая есть основа морального развития. Она побуждает действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям. Может быть, и еще что-то положительное можно высеять. Но в основном бросаются в глаза минусы. Говорят о душевном разладе, о дезинтеграции психики, о негативных переживаниях, о расщеплении личности, о снижении цельности «я». Николай Бердяев на эту тему писал так. «Рефлектирующий и сомневающийся неактивен, не воин, он погружен в ослабляющее его самораздвоение… Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.»
Все обрисованное приводит к психоневрозам и психосоматическим болез-ням. В самой общей форме об этом пишется достаточно часто. Важно, однако, представить «интимные механизмы».
Реакция на сигнал опасности – бегство или защитная агрессия. В цен-тральную нервную систему (ЦНС) поступает сигнал опасности. Это значит, что надо либо бежать, либо драться. Движение! Оно обеспечивается сокращением мышечных волокон. Из центральной нервной системы к мышечным волокнам по нервным волокнам устремляются импульсы. Важно, что к каждому мышечному волокну идет нервное волокно. Мышц приблизительно 50 % от веса тела. Если сложить все нервы, управляющие мышцами, в единый тяж, то он в диаметре со-ставил бы сантиметров пять. В мышцах запас энергетических ресурсов ограничен. Кислорода хватает на несколько сокращений, глюкозы - на несколько десятков сокращений. А бежать или драться придется долго. Значит, надо увеличить приток этих ресурсов к мышцам. Как это происходит? Из той же центральной нервной системы по вегетативным нервам идут сигналы к внутренним органам. «Сечение» этого канала меньше, чем канала, ведущего к мышцам; примерно 0,5 см. По вегетативным нервным волокнам поступает сигнал в дыхательную систему. Дыхание учащается и усиливается, в связи с чем увеличивается газообмен в легких. А в крови увеличивается содержание кислорода, значит, его больше поступает в мышцы. По другим нервным волокнам отдается приказ в печень – и гликоген печени расщепляется до глюкозы, которая идет в кровь. Увеличивается содержание глюкозы в крови, а значит, опять же, ее больше и в мышцах.
Кровь в спокойном состоянии распределена по тканям и органам более или менее равномерно. Очень много ее в желудочно-кишечном тракте - надо за-бирать питательные вещества. Много крови в коже - надо защищаться от внеш-них микроорганизмов. Роль «кровохранилища» играет подкожная клетчатка – она смягчает механические удары. Но вот поступил сигнал внешней «макроопас-ности» – надо бежать или драться. Бывает, что убегание сменяется агрессией и наоборот. Питательные вещества в этих случаях могут подождать. Микробы – тоже сейчас не главная опасность. И вот кровь перераспределяется. Из желудка, кишечника, подкожной клетчатки, кожи… словом, из тех органов, которые не обслуживают сию секунду бегство или агрессию, кровь выжимается в общее артериальное русло для лучшего кровоснабжения печени, легких, мозга и мышц - органов, непосредственно участвующих в обеспечении агрессии-бегства. Повышается нижнее артериальное давление (с 80 до 100). Артерии ветвятся и заканчиваются в мышцах артериолами, которые в процессе агрессии-бегства расширяются. Так что мышцы теперь лучше снабжаются кровью, а значит, и энергетическими ресурсами. Сердцебиение учащается и усиливается, в результате поднимается верхнее давление (150 вместо 120). В итоге кислород, глюкоза (и прочие энергетические ресурсы) транспортируются в мышцы еще интенсивнее.
В зоомире животное либо убегает, либо погибает, либо побеждает. Если оно выживает, то артериальное давление снова становится 120/80, дыхание успо-каивается, сердцебиение утихает, сахар крови приходит в норму.
Но все, что описано, в чистом виде происходит в зоомире. В ноосфере «правят бал» табу и предписания. Очень часто в ответ на инициальную агрес-сию нельзя позволить даже справедливую агрессию. И часто нельзя бежать. Вот тут-то и возникает внутриличностный конфликт, о котором говорилось, что он обладает большой патогенной (болезнетворной) силой. Хочется ударить обидчика и хочется не ударить в грязь лицом, то есть не прослыть в обществе аг-рессором. Хочется бежать и хочется сохранить лицо, не прослыть трусом.
«Мышечный канал» оказывается запертым. Куда же пойдет вся «нерв-ная» энергия, которая не может быть растрачена в мышцах? Она устремляется по вегетативным каналам - к внутренним органам (сердце, печень, легкие, сосуди-стая система). Эти каналы как бы не под запретом. И вот эти вегетативные кана-лы перегружены. Ведь это – только «шнурок» по сравнению с тем нервным «тя-жом», который идет к мышцам.
Каковы результаты этой перегрузки вегетативных каналов? Если конфликтов – как допустимый радиационный фон, то ничего бы и страшного. Но конфликтов много, пусть менее крупных, пусть мелких, а то и посерьезнее. Не успели успокоиться после одного конфликта, как возникает следующий. Еще не успокоились после второго – а тут третий… И вот вегетативные каналы перегружены ХРОНИЧЕСКИ. Работа вегетативных каналов хронически же нарушается, а органы, которыми они управляют, разрушаются. Это и есть психосоматические болезни. Если эта энергия идет по «психическому каналу», то развиваются психоневрозы. Не секрет, что вутриличностные конфликты приводят к суицидальному поведению. Смертность здесь в 2-3 раза превышает число убийств.
Чем больше внутриличностных конфликтов и чем они серьезнее, тем более разрушителен описанный процесс. Он конвергирует с другими вредными воздей-ствиями: радиацией, дефектами питания, обездвиженностью…

В условиях неразработанности определений и классификации, имеет смысл «начать сначала» - с описания отдельных феноменов. И на основе этого пытаться конструировать концептуальные построения и разрабатывать систему психологических воздействий. А феноменов – великое множество.
Наверное, имеет смысл выделить экзистенциальные внутриличностные конфликты (на грани существования). «Родина или смерть». Штрафбаты: погиб-нуть в бою или от пуль заградотряда. Террористки–смертницы: жить в позоре или отомстить терактом. Киднепинг: залезать в тяжелый долг или не выполнить родительский долг. Эпоха сталинизма: донести или не донести. Таких конфликтов (видов их) десятки.
Средоточие внутриличностных конфликтов – в противоречии между лич-ными влечениями и социальными требованиями. Простое «хочу поваляться» и хочу соответствовать реноме трудолюбивого человека.
Хронические сильнодействующие конфликты сосредоточены в семье. Их тоже десятки. Жить ради детей с нелюбимым супругом или не жить вместе с лю-бимыми детьми. Сдерживать негодование или разрывать сердце ребенка. Муж хочет не ссориться с женой и не ссориться с матерью.
Работа. Хочется заработать и хочется заниматься только интересной творческой работой. А платят много за репродуктивный труд, а за творческий не платят. Интересная работа, но далеко от дома. Трудное начальство, но интересная работа. Нежелание быть эксплуатируемым и нежелание быть уволенным.
Десятки же внутриличностных конфликтов связаны с медициной. Диабе-тику хочется сладкого и хочется не болеть. Гипертонику хочется покоя (тогда обездвиженность) и хочется быть здоровым. Пограничная с медициной область – нестандартные сексуальные ориентации: хочется иметь семью и быть уважаемым в обществе, но нестандартная ориентация (влечение к своему полу) противоречит этому.
Множество внутриличностных конфликтов связаны с осознанием религи-озного греха. Прелюбодеяние или верность ненавистному супругу. Служить Богу или Мамоне (тут тоже только «или-или»). Поститься или пренебречь. Ограниче-ния в сексе. А чем это объясняется? Это трудный долгий разговор. А вкратце: за-пугивание адом – это проявление активной психологической алголагнии (сино-ним садизма) со стороны священнослужителей. Они проявляют здесь власть: вы-зывают переживание греха, а потом отпускают грехи.
Приходится учитывать и мелкие внутриличностные конфликты. Их много, они составляют как бы сплошное полотно и влияют на жизнь личности и групп. Например, любовь эпилептоида к порядку в вещах сталкивается в нем (внутри его личности) с любовью к своему ребенку, который разбрасывает игрушки. А на работе то же стремление к порядку получает в нем сопротивление в виде гуманного отношения к сотрудникам. По сравнению с дилеммой «Родина или смерть» - мелочь. Но ведь это каждый день по несколько раз. И каждую неделю по нескольку раз дилемма «не опоздать или не поесть». И каждый месяц по нескольку раз выбор: сэкономить сотню рублей или купить вещь получше… Так и кумулируется невротическая энергия, которая вызывает нарушения сна, тики, раздражительность, синдром хронический усталости …
Лики мелких внутриличностных конфликтов многообразны. Хочется по-худеть и хочется съесть пирожок. Студенту хочется подняться на седьмой этаж в лифте. А рядом преподаватель в возрасте: хочется быть вежливым и хочется в лифт. Аналогичная ситуация в метро: молодому человеку хочется сесть и хочется быть вежливым; и как он выходит из положения: закрывает глаза и делает вид, что его сморило.
Фокус в том, что слишком много видов внутриличностных конфликтов. Получается, что мы все живем в их сети. И не выбраться нам из нее. Может быть, даже не имеют смысла попытки классификации – всё слишком многоаспектно. А имеет смысл по каждому виду, привлекающему почему-либо внимание психо-логов, проводить глубокий и разносторонний (если не всесторонний) психологи-ческий анализ, не ограничиваясь одним каким-то способом анализа, будь то пси-хоанализ или гештальт-терапия.

А вот на чем целесообразно сосредоточиться, так это на поиске способов разрешения внутриличностных конфликтов. В литературе мало попыток, и они опять-таки «зыбкие». Здесь я выскажу тоже лишь некоторые общие соображения, которыми я пользовался в своей психотерапевтической практике.
Поскольку внутриличностный конфликт – это столкновение двух (или бо-лее) психизмов, ослабить его можно укреплением одного из них и ослаблением других. Хочется цыпленка-табакка и хочется похудеть. Ослабляем первый пси-хизм: уговариваем себя, что негоже есть труп курицы, подернутый разложением, с трупными синюшными пятнами, торчит когтистая лапа, плохо ощипаны перья. Усиливаем второй психизм: похудею – улучшится фигура, любимый будет рад этому, я сама буду восторгаться своей силой воли… Все это можно усилить ауто-суггестией или даже гипнотическим внушением.
В иной терминологии и в иной системе понятий можно говорить о пере-оценке ценностей. Рухнула идеология коммунизма. Но дают надежду гуманисти-ческие ценности.
Можно применить с пользой для дела концепцию психической защиты. Например, усилить или создать психозащитный механизм компартментализации (разделения психики и жизни личности на «отсеки»). Это может быть выражено образно словами: «чтобы не расстраиваться, придется раздваиваться». Конечно, лучше соединить интеллектуальную и сексуальную жизнь в супружеской паре. Но супруга – «мещанка», любит уют и не любит умных разговоров. Что ж, умные разговоры сосредоточим в среде сотрудников-единомышленников. Или… Жена асексуальна, но хорошая мать и хозяйка. Ищем способы утоления сексуальности вне супружеской пары.

Имеет смысл противодействовать поверхностным психозащитным меха-низмам там, где они нецелесообразны. И усилить их там, где они имеют смысл.
Внутриличностный конфликт при когнитивном диссонансе разрешается снятием противоречия и получением нового знания. Здесь надо оценить правиль-но животворящую силу внутриличностного конфликта и наслаждаться творче-скими муками.
Консультанту имеет смысл воздействовать не директивными установками, а все внутриличностные конфликты разрешать только с применением секрета Со-крата: задавать вопросы, на которые человек будет давать заведомо известные правильные, с точки зрения консультанта, ответы и самостоятельно делать пра-вильные выводы.
Интересен вопрос о психотипах. Внутриличностные конфликты особенно остры и трудно разрешаемы у психастеноидов: у них семь раз отмерил и ни одно-го раза не отрезал. Они не грешат, но все время каются. А паранойяльные не му-чаются (они мучают других). Решение у них принимается быстро: один раз отме-рил – один раз отрезал. Они грешат, но не каются. Эпилептоид как раз по посло-вице: семь раз отмерил и один раз отрезал. Гипертим же ни разу не отмерил и семь раз отрезал, он грешит и кается.

Все перечисленное является только примерами путей преодоления внут-риличностных конфлитов. Работа психотерапевта с ними пока что всегда творческая.
Aegides
 
Сообщений: 24
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 13:11

Вернуться в Мои статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron