А.П. Егидес Зависть и ненависть!
Когда говорят о расслоении, тут же говорят о зависти. Низшие слои, дескать, завидуют высшим. При этом завидующих осуждают. Объясняют, что это из-за зависти делали революции. А революции – это завсегда плохо. От них только разруха. Соглашаясь, что да, и разруха, скажем все же, что не только разруха. Но мы не об этом поведем разговор, а о том, что, почему же это не осуждают тех, кому завидуют. Нет-нет, не ловите на слове. Если ты случайно родился здоровым и сильным, да к тому же умным и изобретательным, трудолюбивым и рачительным, то даже если ты не добр и не щедр, но живешь за свой счет, мы не будем тебя осуждать. Хотя ты живешь не по Христу (он велел вторую вещь отдать). Но вот ты не только не отдал вторую вещь, а и отнял у кого-то единственную вещь, а хоть и вторую, но отнял. Или ты кнутом заставляешь кого-то работать на себя… или под страхом смерти. А может быть, ты нанимаешь и недоплачиваешь. И мы зададим тебе каверзный, но вполне законный вопрос: для чего ты всё это делаешь? И выведем в сознание твое: ты делаешь это в значительной мере (а может быть, и только) для того, чтобы вызвать зависть. Ты наслаждаешься своим превосходством в потреблении: у меня больше лошадей, в моих автомобилях больше лошадиных сил... Но не только. Ты радуешься своему превосходству в силе, в ловкости, изворотливости… в умении отнять! Этим превосходством и было тебе обеспечено превосходство в потреблении.
Но тот, у кого ты отнял, не добрее тебя. Он хочет завладеть твоими дворцами, хочет превосходить тебя в силе, в ловкости, изворотливости… в умении отнять! Он хочет оказаться на твоем месте. И жаждет мести за то, что не оказался на твоем месте ранее тебя! Он считает, что это плохо, что не он сначала, а именно ты. Рифма здесб (месте – мести) не случайная. Зависть – это я хочу оказаться на твоем месте. А рядом ненависть за то, что ты у меня отнял. А дальше - месть.
То есть его зависть вторична. А первично твое желание вы-звать зависть!
В детских разборках бытует оправдание: «он первый начал». Устами детей здесь, как это часто бывает, глаголет истина. Начал первый тот, кто хочет вызвать зависть, а тот, кто завидует, тот продолжает. В нашей устоявшейся терминологии инициальный конфликтоген подает тот, кто стремится вызвать зависть; а тот, кто завидует, тот реагирует на этот инициальный конфликтоген, реагирует, как понятно, с передозировкой, но не он «первый начал». В духе христианской морали наша реакция должна исходить из тезиса: «он не ведет что творит», поэтому его надо пожалеть, ведь за свою гордыню он удостоится девятого круга ада, поскольку гордыня - тягчайший грех.
Читателей, которые подобные рассуждения встретили где-нибудь в христианской литературе, я прошу указать мне на них. Я не все прочитал (гордыня меня здесь не обуревает). Но я предполагаю, что мысль насчет комплементарности (взаимодополнительности) зависти и желания вызвать зависть не лежит под ногами, а она многое определяет.