НИКТО НЕ ВИНОВАТ, НО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НУЖНО
Егидес А.П.
Коррупция, похищения людей с последующим выкупом, воровство и грабежи… Смакование этих явлений стало последние несколько лет постоянным содержанием телепередач. Прибавим мошенничество разного масштаба, включая финансовые пирамиды, обманутых дольщиков и многоуровневый маркетинг. Не забудем наркобизнес, фальшивомонетчиков.
Последнее время все чаще обсуждаются социальные механизмы предотвращения каждого из названных и им подобных отрицательных явлений. Каждого в отдельности. Вот взялись за контрафактные диски. За дедовщину в армии. За нарушения правил торговли на рынках… Но было бы заманчиво узреть КОРНИ всех этих бесчинств. И придумать что-то, чтобы пожухла вся «листва» ядовитого дерева. «Рискну» выдвинуть гипотезу, что сущностно одинаковым для всего этого является грубое попрание справедливости. То есть субъект каждого из социальных зол получает то, что он считает для себя благом, за счет другого человека. Так что гоняться за отдельными листочками почти бессмысленно. Останутся корни – листва восстановится. А если устранить потребность получать благо за счет другого, то не потребуется по отдельности ставить преграды на пути каждого из названных зол. Надо работать с мотивами, с мотивообразованием. В данном случае со стремлением несправедливо получать те или иные блага за счет другого. Но важно еще понять, что чаще всего это результат эксплуатации труда этого другого.
«Справедливость» (и в противоположность ей – «несправедливость») проявляется в значительной мере в том, эксплуатирует ли человек чужой труд. Политологическая литература перенасыщена разговорами об эксплуатации. Но термин «эксплуатация» - стихийный, неоднозначный и требует уточнений.
Абрахам Маслоу, один из основателей направления, которое специалисты называют гуманистической психологией, выдвинул понятие самоактуализация. Стало привычным расшифровывать его как реализацию творческого потенциала личности. И на этом ставится точка. А я бы поставил запятую. И продолжил бы рассуждение. Физически и психически здоровый взрослый человек, реализующий свой творческий потенциал, может жить за свой счет, а не за чужой.
Жить за свой счет можно так, как Робинзон Крузо на необитаемом острове: он потреблял то, что сам произвел. Это – натуральное хозяйство. А можно взаимодействовать с другими людьми и вступать в справедливый обмен без обмана… Это тоже – жить за свой счет. Можно гармонично сочетать удовлетворение потребности в самоактуализации с биологическими и другими потребностями, не жертвуя ничем, но и не принося в жертву интересы других людей. Главное, что человек живет за свой счет, что он никого не эксплуатирует. Такой человек самодостаточен. Он сознает свою полноценность. У него адекватно высокая самооценка. И вот «сухой остаток»: он удовлетворен жизнью.
При творческом подходе к делу труд становится менее тяжелым, возникают накопления. Но накапливать лишнее, даже если ты сам произвел это лишнее, а мог бы поделиться с нуждающимися – неразумно. Здесь уместно сравнение с хомяком, который накапливает и не потребляет, но и не дарит никому. Такие накопления, говорил Иисус Христос, погубят «ржа и моль». Поэтому, продолжал он, если у тебя есть две вещи, одну отдай бедному. А по Эриху Фромму, одному из основоположников гуманистической психологии, даже законные и морально не преступные, но явно избыточные, накопления, означают не «быть», а «иметь». Фромм допускал только экзистенциальное обладание. Экзистенция - бытие. Экзистенциальное обладание - это обладание только тем, что нужно для обслуживания своей творческой жизни, и ничего лишнего.
Когда человек не только живет за свой счет, но и дарит излишки плодов своего творчества людям, говорят о благородстве. Если же человек жертвует ради кого-то чем-то, можно говорить о большей степени благородства. Если он жертвует собою, то можно говорить о героическом благородстве. Греческая мифология дала Прометея. История христианства насыщена примерами мученичества во имя других людей. Великая отечественная война полна случаями самопожертвования. Вот только «Великая криминальная революция» (термин Станислава Говорухина) не дает ни светских, ни церковных «героев нашего времени». Я дитя светских советских идеалистов, и меня заносит в субъективные иллюзорные миры, но я буду стараться быть как можно более сдержанным в оценках. Разве что допущу цитирование понравившихся мне эмоциональных высказываний очень известных и очень уважаемых авторов. Вот – Говорухин, например.
Итак, справедливый человек отказывается от эксплуатации чужого труда. Он получает положительную чаще всего оценку со стороны общества, а благородный – еще и признательность за благородство.
Так бы и вкушать нравственное райское блаженство. И никаких тебе коллизий, Если бы не одно печальное обстоятельство… Мечта о мгновенной всеобщей справедливости (хотя бы по минимуму) - не более чем иллюзия.
Принцип справедливости и благородства соблюдается редко. Вместо этого очень часто мы видим попрание справедливости - эксплуатацию других людей во имя удовлетворения своих биологических и властных потребностей. Абрахам Маслоу не только автор термина «самоактуализация». Он автор знаменитой «пирамиды» потребностей. Так вот властные и биологические потребности он поместил в нижней части этой пирамиды… Что значит «в нижней»… Можно подумать, что это значит «в базовой». Но весь контекст высказываний Абрахама Маслоу за толкование «нижней» части как «низменной». Я продолжу мысль Маслоу в парадоксальном ключе. Человек может реализовывать свой творческий потенциал (возвышенную часть души) для изобретения изощренных форм эксплуатации. И вот здесь усомнимся: вряд ли такую «самоактуализацию» можно поместить на пике пирамиды Маслоу.
Формы эксплуатации многообразны. Часть их я перечислил выше: коррупция, воровство, грабеж, финансовые пирамиды… Но, если идти в глубь истории, то надо, по традиции, назвать и рабовладение, и сбор дани русскими князьями, и российское крепостное право до 1861 г. А попозже - классический капитализм с его прибавочной, по Марксу, стоимостью. Напомню, особенно для совсем юных россиян, что прибавочной стоимостью Маркс называл присвоенную капиталистом часть заработанной платы. То есть ставилось условие: я тебе - заниженную плату, а ты мне - твой полноценный труд на моих орудиях и средствах производства. Не хочешь – не работай, найдутся другие. То есть создается рынок с переизбытком рабочей силы и дефицитом рабочих мест. Обеспечив таким способом безработицу и конкуренцию среди наемных рабочих, им и можно недоплачивать. Этим завершилась и французская революция с ее лозунгом «Свобода, равенство, братство». Свобода – да. Но без равенства и тем более без братства. Точности ради скажу, что, наверное, не любой наемный труд чреват эксплуатацией. А именно такой, при котором извлекается марксова прибавочная стоимость. Если я как владелец автомобиля плачу автослесарю (а он если аккуратно платит налог на индивидуальную трудовую деятельность), то это наемный труд, но не эксплуатация. Конечно, и при этом я могу ему платить меньше или больше, но это уже рынок – тут уж как получится. Но все же это не эксплуатация. При эксплуатации все дело в собственности на орудия и средства производства, благодаря чему хозяин может диктовать оплату труда.
Эксперимент коммунистов не удался. В России произошла-таки реставрация капитализма – куда денешься от этого факта… Но что было после «Великой октябрьской революции»? А было колхозное крепостное право. Колхозники не имели паспортов и не могли свободно передвигаться по стране. Их заставляли работать за трудодни, которые оплачивались по нищенским расценкам. А в городах при государственной собственности на орудия и средства производства в период «Сталин-Черненко» при наличии паспортов и формальной свободе передвижения по стране, но при запрете на выезд из страны, назначалась тоже резко заниженная зарплата наемным работникам. Причем не работать было нельзя – сажали за «тунеядство» (его величество Хрущев ввел такой закон).
Что же сейчас? Дикий капитализм с недоплатой (прибавочная стоимость по Марксу). Использование «не прописанных» «иноземцев» «из» Украины и других стран постсоветского пространства в качестве гастарбайтеров. Здесь еще большая недоплата и бесправие: они соглашаются на униженное положение по сравнению даже с униженными «прописанными» россиянами. Рэкет, убийства для завладения имуществом, поджоги для завладения участками, рейдерство, стройбаты…
Около крупных эксплуататоров крутятся-кормятся и высоко оплачиваемые наемные работники (охранники ??? , бухгалтеры, компьютерщики...) Они тоже эксплуататоры, даже если не свершают противоправных действий и даже если не становятся тем самым преступными эксплуататорами. Так что так или иначе, многие вовлечены в эту эксплуататорскую сеть. По большому счету, если мне нувориши платят как врачу большие гонорары, я приобщаюсь к клану эксплуататоров. А более богатый врач платит более высокий, чем обычно, гонорар компьютерщику за выполненную для врача работу, то тем самым приобщается и компьютерщик.
Проблема эксплуатации, как видно из этого рассуждения, сложна. Понятие эксплуатация теряется в экономическом тумане. Бывает трудно доказуема. Но часто вполне или даже вопиюще очевидна.
Эксплуатировать возможно не только материально (отнимая часть результатов труда), но, как это выяснено психологами, и психологически: авторитарность, другие проявления открытой и грубой власти. Эксплуатация может принимать лик манипуляции, то есть скрытого психологического принуждения в ущерб партнеру и в выгоду себе (при этом ущерб и выгода может быть психологической и опять же материальной). Манипуляцией можно назвать и религиозные воздействия, когда психологические эксплуататоры посылают на смерть других людей вроде бы даже и не для себя, а для идеи (не сами идут, а посылают). Сейчас самый свежий и острый сюжет на эту тему – Бен Ладен. В этом материале меня будет интересовать более узко прямая материальная эксплуатация, которая проявляется более всего в отнятии труда, свершаемом разными способами.
Главный способ - экономическое принуждение. Повторимся, Маркс связывал с ним извлечение прибавочной стоимости. Создается рынок с переизбытком рабочей силы и дефицитом рабочих мест. Благодаря обеспеченной таким образом безработице и конкуренции среди наемных рабочих им можно недоплачивать. Тем, кто думает, что эти мысли идут с Запада, напомню, что почти все то же самое, хотя и в других терминах, говорил один русский писатель. «Русскее» и не бывает: Лев Николаевич Толстой… Дамы и господа, перечитайте «Так что же нам делать?».
Ради теоретической точности констатируем, что наемный работник тоже может эксплуатировать работодателя. Допустим, работник манкирует, недорабатывает, а наниматель придерживается справедливого договора, и при этом ему неудобно заменять человека. Тогда эксплуататором является нанятый работник. Но это только ради теоретической точности. Классический вариант встречается чаще. И он более значим.
Да, вот еще… я слона чуть было не забыл. Приватизация российской госсобственности в девяностых годах была произведена в двух третях случаев противоправным путем, потому что две трети приватизированных государственных предприятий не значились в списках для приватизации. (Цитирую по памяти экономиста Андрея Бунича.) Так что прибавочная стоимость - по законам марксизма, а приватизация двух третей – по понятиям братков.
Какова у эксплуататоров мотивация?
О, она серьезная.
В результате эксплуатации более успешно удовлетворяются низшие потребности.
Начнем с того, что для поддержания физического существования и обеспечения физиологических излишеств человек меньше напрягается в физическом труде. Труд же по организации самой эксплуатации ему приятен и поэтому не обременителен. Нельзя же это сравнить с физическим трудом шахтера или даже базарного продавца.
Но большую роль в мотивации играет другое. Это ИМИДЖ, который эксплуататор себе обеспечивает в глазах соперников и сторонников, а то и сторонних наблюдателей. Он складывается из множества мелких и крупных деталей, которые смакуются в салонах и клубах, в клубах дорогого сигаретного дыма и на свежайшем альпийском воздухе, в Государственной Думе и в Доме кинематографистов-литераторов-ученых-архитекторов-журналистов. Обрисуем его без особой систематизации, но не жалея ни красок, ни желчи.
Итак, эксплуататор ездит по Москве и Парижу в дорогостоящих и красивых больших автомобилях. И чтобы все давали ему дорогу. А главное, чтобы говорили «любо». Он отдыхает в Ницце и Куршавеле, а не в деревне.
Он развлекается в “апартаментах” с дорогостоящими жрицами любви. В туалетах его квартир - унитазы из более красивого фаянса, а то и фарфора, что делает акт дефекации и даже уринации явно более «возвышенным». Но не только туалеты в его квартире дорогие, но и туалеты на его любовницах стоят по небольшому автомобилю., а на женах так и по большому автомобилю. Но не только писсуары у него дорогостоящие, а и аксессуары. Ведь от того, какие он носит цепочки и какие перстни, зависит его реноме и его «резюме». До того зависит, что появился термин dress code, означающий, что в одежде все имеет для посвященных скрытый смысл. Реноме зависит также и от того, кто у него «братки» - так что он появляется на людях рядом с «авторитетами», бывает, что и с авторитетами в науке или искусстве, и этому он придает не меньшее значение, чем перстням. Имидж…
Журнал «Форбс» публикует сведения о состояниях эксплуататоров. У того-то столько-то миллиардов, у того-то столько. Подчеркивается, что это долларовые миллиардеры, а не рублевые. Про рублевых миллиардеров «Форбс» умалчивает как о чем-то явно неинтересном. Рассказывается о том, как при разводе с женами или при разрыве с деловым партнером поделены эти миллиарды долларов. Попасть в «Форбс» - это же «вечный кайф», это смысл бессмысленного накопления. И ведь вот какая еще радость для России. Оказывается, Россия – уже на втором месте по количеству долларовых миллиардеров. Ура! Почти что полет Гагарина. Вот только обидно первым, что они уже не единственные долларовые миллиардеры.
А еще послушайте радиостанции. Появилась рубрика «Так поступают миллиардеры!» Ведь это же подумать только, и о тебе будут так же говорить…
Эксплуататоры ходят на показ мод, на вручение Ники, а то и на концерт православной музыки в консерватории… Даже и на Спивакова могут придти. Посидят на первом ряду в первом отделении и уходят… А то и не досидят, в середине уходят. Ведь приходят-то из-за имиджа, лишь показаться, чтобы казаться причастными. Хотят, процитируем классика педагогики и хирургии Николая Ивановича Пирогова, не быть, а казаться. А журналисты им подыгрывают: «фоткают», дают крупным планом на телеэкранах, сообщают о них по радиоканалам.
Эксплуататор проигрывает в казино крупные суммы (поскольку казино - не для того, чтобы выигрывать, а для того, чтобы проигрывать, но в тамошнем кругу). Он приобретает яхты, виллы, спортивные клубы. И это все афишируется, смакуется. Рублевка-лайф… Имидж!!!
Во имя дружбы с избранными он дарит им часть отнятого у других. За это получает признательность, а главное, признание своего могущества. Такой человек хоронит родственников на богатых кладбищах и ставит там им дорогие памятники. Имидж, как и было сказано.
Для него восстановлен гигантский храм (раннехристианская церковь ютилась в катакомбах!), и в отличие от взорванного храма при нем шестьсот мест для шестисотых мерседесов. А Христос пешком ходил или по крайности на осле ездил. Параллельное место в материале по религии
Немаловажно в психологической мотивации и такая составляющая. Люди знают, что если я отнял, то я сильнее, ловчее, хитрее (а, в мнении некоторых людей, – умнее). Имидж, опять-таки имидж.
При «коммунистах» была красная профессура. Готовили по ускоренной программе и давали звание. Это сразу после «Великой октябрьской» 17-го года, после трагедии. А после Великой криминальной (по терминологии Станислава Говорухина) октябрьской» 93-го, после фарса, сегодняшние нувориши при всем их комплексе неполноценности понимают, что диплом и ученая степень – серьезная часть имиджа. Проходят в вузы и проходят мимо предметов, получают хорошие оценки на экзаменах за подарки или прямые взятки. А кто-то диплом покупает на Курском вокзале, хорошо еще, если не красный. И вот нам “специалист”. А кто-то получает и степени за якобы защищенные якобы диссертации. Что ни политик, то доктор наук. Велика зомбирующая сила имиджа. Ниже это есть?
Эксплуататор хочет, чтобы о нем знали. Он хочет засветиться на телеэкранах. Он создает свою марку, свой бренд. Имидж, имидж, будь он неладен… Особый смак для некоторых эксплуататоров - портреты на водке. Это уже для тех, у кого со вкусом и вовсе плохо.
То, что «я богаче», означает, что я могу облагодетельствовать (а могу и не облагодетельствовать). И это служит его величеству имиджу, а чему же еще: ведь он испытывает неописуемую гордость от всех тех возможностей, которые есть у него и нет у других. От того, какие он носит цепочки на шее, какие прокладки для своих любовниц покупает и в каких магазинах, кто у него «братки».
А чем от всего этого отличаются четыре «геройские» звезды, нацепленные Подгорным Брежневу на маршальский (полководец!) мундир? Или соревнование, кто сидит справа от президента, прямо-таки «одесную» Бога?
Эксплуататоры-коммунисты додумались не просто возродить культ мумии, но еще и выставлять ее напоказ. А наш интеллигентный, тогда еще мальчик, Андрей (ах да, Андреевич) Вознесенский воспел весь этот ужас: «Высокое чело горит лампообразно». Это о Ленине. Все мы дурачками были (а может быть, и остались?). Я в свои тринадцать лет, едва пережив голодное детство, рыдал вместе с мамой: Умер Сталин… Подумать только, Сталин… и умер, а мы с мамой думали, что он будет жить вечно. И подумать только: ведь не кто-нибудь там из родственников умер, а Сталин, мудрый, родной и любимый… Это не все помнят, а я помню эту песню «о Сталине мудром, родном и любимом…» И когда около его бетонного изваяния в Черкассах в центральном сквере все мы, идолопоклонники, собрались в момент положения во гроб на обозрение всем рядом с Лениным, Колька Ворсин посмел пробежаться в салочки с Колькой Егоровым, классная руководительница 6-го «А» Сара Исааковна, чинно шествуя к изваянию рука об руку с Идой Оскаровной, классной руководительницей 6-го «Б», остановилась и остановила того и другого Кольку со словами: «Как не стыдно…». И не было у нее по отношению к Колькам ненависти, а было глубокая жалость: не ведают что творят. А не умер бы Иосиф Виссарионович, и Сару Исааковну и Иду Оскаровну вывезли бы в товарном эшелоне в Казахстанскую степь, как прочих «татар». Да, дурачками были, только вот уже не хочется продолжать ими быть… Но продолжим изучение мотивации тех, кто хочет эксплуатировать.
Нынешний эксплуататор пытается уподобиться знатным эксплуататорам прежних времен и других народов. В древнем Риме был Сенат и Капитолий, и вот уже есть Сенатская площадь в Петербурге, и Сенат конгресса в США с его Капитолием. Но надо же – и у нас есть «сенаторы». Это уже «заподлицо» со «штатскими сенаторами». И куда только гордыня даже девалась: ведь другие «наши» эксплуататоры пыжатся, что Третий Рим - это Москва, а не «Вошингтон». Гляди ты, «вся президентская рать» себя именует (а журналисты подхватывают) не иначе, как Кремль.
Вы думаете, что «Белый дом» только в Москве появился? Ошибочка. Есть теперь «Белый дом» и мценского уезда. Глава администрации – это как-то стыдновато. Вот мэр – это кратко и гордо: мэр города Урюпинска. Это тебе даже не гоголевский «городничий». И вступление в должность – не иначе как инаугурация. Наворовал-награбил очень много, так много, что можешь воротить воротилами – ты не просто входишь в тридцатку грабителей, ты «олигарх». А если не так много, но все же награбил – ты элита. И живешь ты на «рублёвке». Имидж, граждане…
А ритуалы в общении: «Господин», «Ваше превосходительство», «Ваше сиятельство», «Ваше величество». Диву даешься, сколько чванства было у дворян. И сейчас все возрождается. А «Ваше преосвященство», а «Владыко» … Ну, конечно, столько «святой» воды пролито…Не кровь ведь Христова… А раззолоченные ризы…
Сегодняшнее творчество: ВИП-сауны, ВИП-рестораны. И даже ВИП-персоны… «П» в ВИП-персонах появляется у тех, у кого с языковой грамотностью из рук вон плохо. П в «ВИП» – это ведь из персоны. И-и-мидж…
Нашивки… Кончились царские погоны, начались ромбы и шпалы на воротниках командармов и комдивов. Но недолго революционная музыка гремела. Р-р-революционные громкие, но неяркие ромбы на воротниках гимнастерок Сталин заменил-таки на погоны, чтобы не отставать от вермахта. Ввел их снова вместе с орденами русских полководцев. Львы, орлы на знаменах. На российских – орлы даже двуглавые. То, что это символ – один орел смотрит на запад, а другой на восток – это, может быть и так. Но ведь двуглавый орел смотрится внушительнее, устрашает больше, власть символизирует большую, необъятную власть римских императоров, которая распространяется и на запад и на восток. Москва-то – Третий Рим, а четвертому не бывать. Не устану повторять, что все это имидж. Взятое же все вместе - безвкусица.
А словосочетание «верховный главнокомандующий»… Ну, он же и так главнокомандующий. К чему же еще и «верховный»???
Удовольствие может быть получено не только от самовозвышения. Если есть верхи, то есть низы. Все помнят знаменитое «верхи не умеют управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому». В «марксизме-ленинизме» есть и еще одно очень распространенное и, я бы добавил, мерзкое, слово: массы. Это мы – массы, а они вожди. В ходу у верхов понятие «простые люди». Они, значит, сложные люди, а есть простые… Простые люди подавали царю «челобитную». Было еще слово «простолюдины»… Ну, ладно, это из прошлого. А сегодня очень уж распространенное слово «жалоба». Складнее было бы апелляция, претензия. Но «жалоба» им приятнее. Им жалуются, а они «жалуют» (или не жалуют, если не пожалеют и не пожелают). Раньше было еще и жалованье. И пожалованный… ???
Комедия все это. Но, увы, эти составляющие эксплуататорского имиджа составляют и основу мотивации эксплуататора.
И все это в ущерб высшим потребностям пирамиды Маслоу (в самоактуализации, в дружбе и любви к людям без эксплуатации других людей). И все это «дурная бесконечность». Погонитесь за престижем – остановится невозможно. Сначала платье из дома моделей, потом от Пьера Кордена. А потом пусть Корден только мне шьет. Как старуха из «Сказки о золотой рыбке». Старуха, она, конечно, с самого начала гадина, но начинала с мечты всего-то о новом корыте… А потом размечталась: пусть золотая рыбка будет у нее на посылках. И вот крах… Но в жизни, в отличие от этой гениальной сказки, еще хуже. Там наказание-то только в отнятии полученного «за так». В жизни же вы отнимаете у кого-то средства к жизни, а у вас в конце концов часто отнимают саму жизнь. Но и старик тоже хорош. Да, он добр и не невоздержан. Но он не в состоянии перечить старухе. И выполнял все ее вздорные приказы. А мог бы просто попросить рыбку, чтоб старуха заткнулась. Читай: Сахаров мог бы изобрести какой-нибудь, там, «гиперболоид», чтобы вздорный Хрущев не мог стучать каблуком о трибуну ООН. И Калашников не придумал бы «калашниковы». А Оппенгеймер и Теллер могли бы не разработать атомный проект Трумэну. Ведь Гейзенберг делал вид, что делал «оружие возмездия» в тогда еще гитлеровской Германии. Не все ученые покорно следуют прихоти бесноватых политиков. Если бы все уподобились Баруху Спинозе, то не было бы многих ужасов, которые на совести ученых. Он, Спиноза, зарабатывал тем, что шлифовал линзы, и был свободен. Короли считали за честь пригласить его ко дворам. Но он не продавался. Вот это и была высшая самоактуализация. И высший имидж.
В пьесе Фридриха Дюрренматта «Физики» Мёбиус «засадил» себя в психиатрическую больницу, хотел там спрятаться и похоронить свои разработки. Но другие физики-шпионы под видом душевнобольных проникли туда, чтобы выкрасть его опасные идеи. Всех перехитрила сумасшедшая хозяйка сумасшедшего дома. Она похитила разработки с безумной целью воспользоваться ими и стать хозяйкой мира. Так что не надо было Мебиусу-Оппенгеймеру-Теллеру-Курчатову-Сахарову-Калашникову изобретать опасное оружие.
Но ах и увы. Большинство даже тех ученых, которые сами написали диссертации (а не им написали), не уподобляются Спинозе, Гейзенбергу и спохватившемуся позднему Сахарову. Они стараются понравиться олигархам и получить от них, выражаясь словами Тараса Шевченко, « … Хоч пiвдулi, аби тiльки пiд самую пику.» Но чего не сделаешь ради милого сердцу имиджа... Эти ученые «покруче» бухгалтеров и компьютерщиков в перераспределении эксплуататорских радостей. Те – хотя бы не ученые, а лишь дрессированные. А тут даже и Шекспир к месту: «… добродетель в наш жестокий век должна просить прощенья у порока». Кто-то пытается еще и острить: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? А мы должны спросить: если ты такой богатый, то почему ты такой жадный? Но не все продаются. Есть Ростропович и Вишневская, есть Солженицын, был Святослав Федоров…
Сказанное можно подытожить: эксплуатация приносит материальные и психологические выгоды. Трудно отказаться от возможности получить эти выгоды, как трудно жаждать и не напиться из ручья, даже если вода мутная.
Виноват ли кто-нибудь из этих людей, которые не хотят от жажды умирать над ручьем? Никто не виноват полностью. Но каждый виноват, сильно или чуть-чуть. Жизнь принуждает лукавить. Хочется устроить сына в хороший вуз. Хочется отдыхать на Канарах. Хочется - даже немногого – вкуснее питаться. Советские писатели продавались за кооперативные квартиры в районе метро «Аэропорт». В романе «Все течет» Василий Гроссман с мягкой печально-прощающей улыбкой говорил, что даже служащий КГБ «был вынужден»… Великий композитор Шостакович голосовал в Верховном совете за подлые решения «партии и правительства», а иначе не смог бы работать. А сегодняшние обманутые не сумевшие обмануть других людей вкладчики…
Действительно, по большому счету полностью никто не виноват. Ведь они так слабы перед этими искушениями, которые им вложил в их души не кто иной, как сам Создатель. А кто же еще, если принять, что Создатель всемогущ? А если создателем является Природа, то виновата Природа. Тогда никто не виноват…Конечно, если человека представлять как только игрушку в руках богов, природы и общества, можно подумать, что они правы. Ну да, и Гитлер - воспитанник германских учителей. А Сталина сделали Ленин и сухорукость. Но в сегодняшней психологии с признанием значения личности есть и иная точка зрения. В конце концов, все делается людьми, мыслящими, планирующими и осуществляющими планы.
Человек – мера не только вещей, но и людей. Все-таки человек имеет и какую-то волю. Он может сам творить свою психику. В том числе и свою жизненную мотивацию. Человек может уменьшить свою вину, а может и увеличить. Так, может быть, давайте уменьшать, а не увеличивать. Можно сопротивляться и божку по имени имидж.
В поисках путей уменьшения вины обратимся к очень известной психологической концепции Альфреда Адлера. Он говорил о комплексе неполноценности и гиперкомпенсации. Человек, неполноценный в глазах людей в каком-либо отношении, пытается восполнить недостаток. Увы (или к счастью), это удел многих великих людей. Вот ребенок из-за дефекта зрения не вписывается в спортивные группы, а сидит за книгами и становится писателем. Или мальчик, который четыре года не говорил, а, увидев стрелку компаса, сказал: “Есть что-то, что ее вертит”, впоследствии разрабатывает физическую теорию. Когда есть неполноценность, в дело часто вступает великая сила - гиперкомпенсация. Представим себе пружину, которую сжали до предела, а потом отпустили. Ее отпущенный конец не просто вернется в прежнее положение, он проскочит точку, с которой начиналось сжатие. Такой проскок в психологическом плане и есть гиперкомпенсация.
Но вот не физический недостаток, который вызвал бы гиперкомпенсаторное «переразвитие» в умственной сфере, а, наоборот, умственный дефект. Тогда гиперкомпенсация становится «нечистой силой». Она проявляется в накачивании мышц, в накоплении материальных средств, в раздувании чувства значимости-важности, в насильственном подчинении людей, в их эксплуатации.
Одна из трагикомических форм гиперкомпенсации – псевдонимы. Был просто еврейский юноша, а превратился в Каменева. Был сухорукий мальчик, а стал Сталин. И все бездушное: камень, сталь. А потом «сталь раздробила камень». Провинциальный театр.
Любых эксплуататоров называют паразитами. По аналогии с животными паразитами. Русский биолог девятнадцатого века Н. А. Северцов ввел понятия “ароморфоз” и “идиоадаптация”. Первое - это «волка ноги кормят». (Ну, не только ноги, еще и нюх, еще и умение кооперироваться в стае и многое другое.) То есть под ароморфозом понимается многостороннее развитие множества различных способностей. Второе - это непомерное развитие лишь одной, паразитической, способности. Всасывания (как у глистов) или высасывания (как у вшей).
Об ароморфозе и идиоадаптации я вспомнил для образности. Аналогия эта неполная. В человеческом обществе для меня аналог ароморфоза - все то, что способствует творчеству, а аналог идиоадаптации - это все, что способствует жизни не за свой счет, самонедостаточности, комплексу неполноценности. Волк - хищник, а не паразит, и выглядит несколько симпатичней вшей и глистов. А эксплуататоры все-таки достойны сравнения скорее с этими последними. Они не могут ничего сотворить, чтобы обменяться честно. Они могут изобрести или усвоить лишь средство обмана. У них, недоучек и троечников, хватало ума понять, что надо вступить в комсомол и занять секретарские места, чтобы потом обойти при распределении на лучшие рабочие места наивных отличников. А в наше время у них хватает ума на то, чтобы разработать простенькие экономические комбинации, сообразить «кому и сколько», рассчитать примерную степень риска. А то и не рассчитать - просто верят в “авось”; и пока за них как следует не взялись, им везет. Научной строгости ради скажем, что иногда экономические комбинации могут быть и более сложными. Но… не столь все же сложными, как автомат Калашникова или симфония Шостаковича…
В эксплуататоры, таким образом, идут люди по принципу “сила есть - ума не надо”. Подправим пословицу. Физическая сила может быть дополнена или заменена наглостью, умением сплутовать. То есть идут неполноценные в психологическом плане люди со смещенными ценностями...
Иногда это сопровождается интеллектуальным дефицитом. Не до степени дебильности, но до степени педагогической запущенности с задержкой интеллектуального развития. Вслушайтесь в речь одного из бывших наших премьеров с его незаконченными фразами и рассогласованием членов предложения. А речь одного из «олигархов»: бесчисленное количество раз «слово» Ы, а чтобы было выразительней, невротически склоненная маленькая головка еще больше уходит в плечи. И уж совсем впечатляют речи «более важного» бывшего политика с его знаменитым “понима-а-а-шь” (куда только, «понимашь», имиджмэйкеры смотрели), попавшим во все возможные юмористические шоу. Трагедия для России.
У некоторых эксплуататоров при их комплексе неполноценности хватает ума понять, что в обществе статус образованного человека выше, чем необразованного. И вот при коммунистах появляется упомянутая выше красная профессура. А теперь упомянутые выше купленные красные и докторские дипломы. Гиперкомпенсация! Нет, псевдогиперкомпенсация…
Мы увидели, как много привлекательного для человека с комплексом неполноценности в гиперкомпенсации через эксплуатацию. Это парадная сторона. Но есть и оборотная.
Эксплуататор вызывает к себе ненависть! Уже при жизни. И тем больше, чем больший ужас он наводит на людей. При лицемерном почитании множество людей хотят его смерти. Осуждают. Пишут разоблачительные памфлеты. Высмеивают в спектаклях и фильмах. Но главное, в анекдотах. Вспомним кухонный фольклор про Хрущёва и Брежнева. Или в теперешних анекдотах про новых русских.
Ненависть порождает сопротивление. Чаще глухое и тайное. Время от времени кровавое. Мы можем сколь угодно рьяно говорить о том, как это страшно и как это бесполезно. Но это закономерная, повторяемая в истории человечества реакция на эксплуатацию. Обвинять в этом только бунтующих несправедливо и тоже бесполезно. Потому что эксплуататор нагл. Я руководил экспериментальной площадкой в одной из школ Москвы. Вместе с замдиректора по воспитанию зашел к какому-то заместителю расположенного в том же микрорайоне продуктового концерна и обрисовал необходимость организации школьного клуба. Мне был задан вопрос:
- А нам что от того, что мы вам поможем?
Я-то по наивности тогдашней (дело было в начале девяностых) опешил - ведь речь шла о благотворительности по отношению к детям. Но, собравшись с мыслями, сказал:
- Ну, ведь вот и около вас меньше будет детского хулиганства ...
- А мы собак спустим…
Вот так. А их «начальник» богоугоднически крестился на экранах телевизоров. Театр. И опять провинциальный.
Итак, революции с их экспроприацией экспроприаторов и со всеми вытекающими из нее репрессиями, расстрелами, изгнанием, уплотнением, поражением в правах… как реакция на эксплуатацию, закономерны.
Но и вне революций эксплуататоры живут трудно.
Вот уже всё из биологических потребностей удовлетворено, осталось только намазать стол красной икрой, красную икру намазать черной, а сверху полить «молоками» боксера Тайсона… Перепробованы все проститутки, одна уродливей другой (проститукам платят не за красоту, а за позор). Сейшелы, Канары, Майорка, Куршавель - все курорты известны. И жизнь теряет видимость смысла. Жить неинтересно. Все это в гуманистической психологии называется метаневрозом. И тогда отсутствие интереса к жизни «компенсируется» интересом к смерти, к убийству, к риску быть убитым. Впрочем, и самоубийство рядом. Крах, банкротство – и бизнесмен бросается вниз с небоскреба, как в кинофильме «… И ДРУГИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА». Но рядом с метаневрозами, впрочем, и клинически выраженные психоневрозы. Ими больше страдают жены. А сами эксплуататоры от постоянного нервно-психического рабочего перенапряжения, от опасения, что обойдут, сместят, от страха за себя и семью (заложники) страдают психосоматическими болезнями с их патологическим ожирением, инфарктами, инсультами. Трагикомедия. Но и это еще не всё.
Поскольку любая эксплуатация прямо или косвенно связана с криминалом, они постоянно ждут, что за ними «придут». И ведь приходят. Так что сначала на Канары, а потом на нары. Иногда человек компенсирует доходами невзгоды заточения. Выйдет на свободу, а осталось очень много. И уважение к нему… за ловкость рук, за риск, сверхдоходы - у части окружающих очень велико. Тоже, как это понятно, имидж. Не все ненавидят, некоторые завидуют. Это как-то компенсирует страх государственного преследования.
Но остается смертельный страх, что убьют. Вполне обоснованный, потому что и на самом деле убивают (все помнят неплохой фильм «Воры в законе»). Несмотря на телохранителей, если не сами взбесившиеся телохранители. Убивают конкуренты как экономических конкурентов. Убивают из страха быть убитыми. Убивают из страха разоблачения. Убивают за то, что они дали в долг, чтобы не надо было этот долг отдавать. Убивают своих должников в назидание другим должникам, чтобы не повадно было долги не отдавать. Они вынуждены убивать, чтобы не быть убитыми или разоблаченными, чтобы устранить конкурента. А потом испытывают страх быть убитыми из мести. Опасаются раскрытия свершенных ими убийств…
В скорее глубокой, чем развлекательной, в более философской, чем литературной, фантазии Редиарда Киплинга «Маугли» есть сюжет, где фигурирует кобра по имени Белый Капюшон. Кобра живет среди драгоценностей и сторожит их. Маугли вырвал жало у Белого Капюшона и взял из груды сокровищ анкус. Так назывался стилет, которым погоняли слонов. Анкус был украшен изумрудами. Белый Капюшон предупредил Маугли, что анкус – это смерть. Маугли проигнорировал это и прихватил с собою анкус с изумрудами. Люди, которые увидели анкус у Маугли, в погоне за анкусом перебили друг друга. И Маугли вернулся в сокровищницу и вернул анкус кобре. Не правда ли, похоже, что это, скорее, правда, чем фантазия?
А члены семей? Потенциальные заложники…Особенно часто – дети: киднепинг – постоянный сюжет фильмов-боевиков.
Ну, что ж, как заметил Мефистофель в опере «Фауст»: «Люди гибнут за металл!» Абсурд. И этот абсурд становится виден до боли ясно, если подойти к вопросу с естественно-научной позиции. Муж рискует свободой и жизнью ради того, чтобы подарить жене бриллиантовое колье. То есть тот же углерод, которого в угле, как угля в углу котельной. Абсурд, как и было сказано. Но «скажу больше»: расстояние от ядра атома до ближайшего энергетического уровня в алмазе пропорционально расстоянию от Земли до Солнца. То есть даже сверхсжатый алмаз – это пустота. Так что муж рискует из-за этой пустоты! Абсурд в квадрате! И ему, как пиру во время чумы, предаются многие. Гнаться за роскошью – это играть в кошки-мышки с огнем. А женщину надо покорять личностью, а не наличностью…
Жизнь эксплуататора проходит в постоянном страхе. А значит, под охраной. Считайте, что это жизнь в клетке, пусть и раззолоченной. Легко ли жить с постоянной охраной? Многие мои пациентки, жены «серьезных» «новых русских», жаловались, что это все равно как под стражей.
А у мужа-предпринимателя?.. Семьи ведь фактически нет. Опять «торричелиева пустота», как в атоме алмаза. Только видимость. Ведь жена – чаще всего тоже в сущности дорогостоящая проститутка, готовая предать, продать и продаться подороже.
Кроме ненависти и сопротивления, в любом случае будет брезгливое презрение. Все мы помним, как относились к партноменклатуре? Когда какой-нибудь малограмотный секретарь райкома чванливо вел себя с интеллигенцией. Но не лучше ведь и сегодняшние «грамотеи».
Ну что, господа эксплуататоры, я задам вам риторический вопрос: «Вы хотели всего того, о чем мы сейчас говорили?»
Понимается ли это человеком, убивающим или теснящим других ради богатства? Нет. Потому что срабатывает психическая защита.
Она может быть очень простенькая: меня это не коснется. Других коснется, а меня – нет. Но ведь коснется, а?
Другая простенькая психозащита: мне завидуют… И здесь оплошность в мыслительной операции. Зависть… В неё входит желание быть на месте человека, которому я завидую. Но здесь скорее ненависть, а не зависть. А с другой стороны, разве не само стремление вызвать зависть ???
Чаще же психозащитные построения чуть более сложны. Жить за счет других – сильный мотив. Совесть шевельнулась и быстро успокоилась, а риск мал. Но даже если риск быть изобличенным велик, а доходы если превышают риск, то человек рискует. Или если доходы и не так велики, но их образ яркий, а возмездие не представляется таким уж страшным (его образ блеклый), то опять же идут на риск. Это похоже на то, как ворует на кухне кошка. Увидев хозяина, она быстро ретируется. Значит, прогнозирует. Но ближайшие впечатления от мяса пересиливают. Имидж мяса сильней страха. Эксплуататора, будь он верующий, не пугают даже адские муки. Они психологически в слишком далеком будущем. А «новьё» и зависть «коллег» - в очень близком будущем, почти «здесь и теперь».
Но человек может строить и более сложные системы психической защиты от обвинений со стороны и от осознания своей нравственной неполноценности. Он говорит себе и другим, что много работает, что он двигатель прогресса, что создает рабочие места, что платит налоги и поддерживает слабых... Он легко успокаивается и прикрывается расхожей этикой:
- с волками жить – по-волчьи выть,
- человек человеку волк,
- это закон джунглей.
Некоторые эксплуататоры занимаются благотворительностью, меценатствуют, создают коллекции, нужные для просвещения. Если вклад серьезный (Шереметьев, Третьяков, Щукин, Морозов), то можно обсудить меру достаточности и необходимости: нет ли излишеств. Чаще же всего благотворительность притворная: человек скрывает от других, а иногда и от себя, что наэксплуатирует на рубль, а отчислит копейку. Он заботится об имидже в своих глазах и в глазах ближайшего окружения. Но все это не более чем психозащита от самоосуждения и осуждения. Но психозащита эта поверхностная, сущность ее вскрывается достаточно быстро при сравнении этого «отчислит копейку» с настоящей, жертвенной добротой. У Тургенева есть стихотворение в прозе. «Два богача» называется. Я его дам целиком – оно маленькое.
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… и не соленую, ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Это стихотворение было написано в 1878 году. Далеко нашим интеллигентам-«демократам» до писателя Ивана Тургенева.
Особенно пикантно выглядят пожертвования в пользу церкви. Тут особый экстаз. Потому что выгода двойная. С одной стороны, вот смотрите, смотрите и слушайте: я богопослушен. Это для людей. И «не ведают они, что творят» мерзость, а не добро. Христос-то ведь говорил, что добро надо творить втайне, а то ведь уже получаешь мзду в виде одобрения свидетелей. А с другой стороны, чем черт не шутит, а вдруг на самом деле есть Бог, надо себе тепленькое местечко в раю купить. Как будто это место на престижном Новодевичьем или, по крайности, на Ваганьковском кладбище. Вот один такой эксплуататор в повести Анатоля Франса “Чудо, сотворенное сорокой”, увидев во сне, как черти крючьями тащат его в огонь, решил пожертвовать церкви несколько золотых. Но перед этим он их чуточку подстриг ножницами. Бога хотел обмануть перед Его всевидящим оком.
И еще. Христос сказал, что надо отдать ВСЕ богатство, а не часть богатства. Это потом церковь согласилась на десятину. Значит, так: наэксплуатировали на 100 процентов (по терминологии Христа, всё богатство), из этого отдали 10 процентов (по терминологии церкви, десятину). Церковь довольна, ей хватит. За это она отпускает грехи эксплуататору. Но вот другая сторона вопроса. Если это богатство попало в церковь, то его тоже надо отдать все, по заповеди Христа. Но и церковь, видимо, не христова.
Но если о богатстве как таковом есть прямые указания, и тут уж никак не отвертеться, то с собственно эксплуатацией дело неясное. Ведь это не богатство, а лишь средство для получения богатства. И вроде нигде не сказано, что нельзя эксплуатировать. И даже нигде не сказано, что, как я только что констатировал, что это средство обогащения. Почему же так? Почему «не возжелай» имущества чужого (кстати, к имуществу приравнивалась и жена, поэтому «не возжелай жены ближнего»), а заставлять работать на себя можно? Почему не запрещена ни иудаизмом, ни христианством сама эксплуатация? Я объясняю это так. Ограбление имущества видеть легко, это ограбление явное, а эксплуатация – это скрытое ограбление. Но при более глубоком размышлении ведь это по существу одно и то же. Имущество – застывший труд, накопленный труд, но тоже труд. Так почему же чужой застывший труд нельзя грабить, а живой труд – можно?
Ну, да ладно, это все так, разговор в пользу богатых. Даже слово «богатый» в русском языке от слова «бог». Бог его любит. Не веруют они, а воруют…
Подытожим: эксплуататоры - это неполноценные, искалеченные в нравственном плане «самонедостаточные» люди со смещенными ценностями, живущие не за свой счет, гиперкомпенсирующие свой комплекс неполноценности эксплуатацией.
Это мы всё пока об эксплуататорах говорили… А как чувствуют себя эксплуатируемые?
Страдают от бедности.
Страдают от сознания, что их эксплуатируют. Муссируется уже достаточно давно показатель, который получил название «децильный коэффициент». Это разница в доходах беднейших 10% и богатейших 10% населения. Считается, что если этот самый децильный коэффициент превышает 10, то ситуация в стране взрывоопасная, революционная. А у нас в России она давно превышает 15. И это только по официальным данным.
Но пока «не грянуло», эксплуатируемые боязливо молчат.
Находят свои психозащитные построения: плетью обуха не перешибешь, каждый сверчок знай свой шесток. Кому-то легче без забот: пусть вождь думает за нас. «Жираф большой, ему видней», он, дескать, рискует, входит в детали, выполняет морально нечистоплотную, не интересную для меня работу. Некоторые из эксплуатируемых находят радость в самом унижении (мазохистская позиция). А кто-то - в революционном садизме.
Да, чаще всего эксплуататора тихо ненавидят. Ненависть порождает сопротивление, сначала глухое и скрытое, а время от времени кровавое… Это можно понять: люди отвечают беспределом на беспредел. И таким «беспределом на беспредел» реагируют не имеющие психолого-конфликтологической подготовки личности с пограничной психопатологией. Часто они обижены больше других. У Ленина несправедливо казнили брата. Революционеры из еврейской среды были оскорблены чертой оседлости и т.п. Их реакция не оправдана. Нельзя, например, просто экспроприировать собственность у наследников – они сами ее ни у кого не отнимали. То, что отнимали их предки – недостаточное основание.
Но давайте подходить к вопросу психологично и диалектично. Это в физике действие равно противодействию, а в лирике противодействие сильнее действия. Так что революция в ответ на жестокую эксплуатацию всегда буде кровавой. Учитывать надо и всю историческую обстановку. В губернаторов стреляли гимназистки и курсистки. Девочки. Экстремисты легко подбивали их на теракты. Это было модой. Они ведь шли на каторгу. И по дороге в Акатуй на каждой станции их встречали митингами поддержки. В те времена и более серьезные люди сочувствовали революционерам. Горький написал «Мать». А Толстой взывал к царю быть снисходительным к террористам.
Не надо думать, что все затеяли большевики. В начале двадцатого века Ленина 12 лет не было в России. Царское правительство наделало множество ошибок. Сказано слишком мягко. Кровавое воскресенье – ошибочка? Или Первая мировая война? И народ вышел на улицы. Время было «романтическое». Власть сначала подобрали эсеры. Наделали много своих ошибок. А потом пришли большевики и наделали много своих ошибок. А в конце двадцатого века пришли «демократы», и чего уж тут греха таить, наделали много своих ошибок… Вот хорошо бы уже на ошибках, своих и чужих, наконец-то чему-то научиться. Не только личность, но и человечество должно же обретать опыт.
Да, с революциями что-то не получается. Много крови. Разруха. Помнится, марксистско-ленинские «этики» вслед за Лениным-Сталиным (а эти - вслед за Николо Макиавелли) провозглашали, что низкопробные средства оправдываются высокой целью – счастьем всего человечества в далеком будущем. Но, с одной стороны, почему мой внук должен хорошо жить за счет моих мук? Такую «нравственность» мы теперь задним числом легко отвергаем. А с другой стороны, утверждение, что нынешнее поколение уже будет жить при коммунизме, оказалось утопией. И не только потому, что трудно построить материально-техническую базу за двадцать лет, это как раз в принципе было бы, наверное, возможно. А потому что есть еще одно трагическое обстоятельство, связанное с революциями. Чаще всего эксплуатируемые, победив, сами становятся эксплуататорами. Так случилось и у нас. Из того же ранее эскплуатировавшегося победившего народа мгновенно выдвинулся новый класс.
Посетивший в 1920 году Россию Бертран Рассел рассказал о большевиках следующее. «Практически они одни обладают властью, вследствие чего могут иметь бесчисленные преимущества. Большинство из них – далеко не впадая в роскошь – питаются все же лучше, чем весь народ. Только люди с определенным политическим весом могут иметь телефон или автомобиль. Возможностей поехать куда-либо поездом, сделать покупки в советских магазинах (где цена примерно в пятьдесят раз ниже, чем на рынке), пойти в театр и так далее, конечно же, больше у тех, кто близок к власти, чем у простых смертных. И тысячами способов коммунисты могут достичь более благополучной, чем у остальных, жизни. К тому же они меньше обременены навязчивым вниманием со стороны полиции и Чрезвычайной Комиссии.» При этом недовольный новыми эксплуататорами (ранее эксплуатируемый предыдущими эксплуататорами) народ восстает, но его подавляют. Кронштадский мятеж, крестьянское восстание в тамбовской губернии («антоновщина») и т.п.
Б. Рассел написал свое эссе в 1920 году, сразу же после революции. Еще жив и у дел Ленин. Но мы помним, что такое «Березка», боны, загранкомандировки и прочие дискриминационные механизмы при так называемом развитом социализме. «Провинция – не продохнуть» - Маяковский.
Это происходит потому, что как только появляются малейшие возможности для эксплуатации, даже «очень нравственные» люди лукавят и оправдывают себя, говорят себе и другим, что они имеют основания для привилегий. Поликлиника для старых большевиков, спец-магазины, о которых говорил Рассел…А потом, много позже, когда Ельцин рвался к президентству, он говорил о том, что везде, мол, спец-, спец-, спец-… По Марксу, появились излишки – появилась эксплуатация. Появилась возможность отнять излишки. Непреодолимо это стремление к эксплуатации. Одни хотят эксплуатировать. У других мазохистское желание быть эксплуатируемыми. У третьих желание сбросить с себя ярмо и надеть его на других.
А вот и театр абсурда (тоже, впрочем, провинциальный). Журналисты расчувствовались по поводу болезни и смерти жены одного известного политика. Болезнь и смерть – действительно трагедия для близких. Только почему неблизкие должны посвящаться в это с экранов телевизоров? Среднестатистическая дама. Но «скажу больше»: почему ее лечили в каком-то там германском «центре», когда мы постоянно встречаем на российской «периферии» интеллигентных старушек, роющихся в мусорных баках в поисках пропитания?
Расслоение увеличилось. Место ленинской гвардии заняли советские лидеры, выбившиеся через сталинские «призывы в партию», через хрущевско-брежневский комсомол. Не буду уж тратить время на доказательство, что псевдокоммунистический хрущевско-брежневский «социализм» – это тоже эксплуатация, не социализм, а квазисоциализм. Лучше вспомним, что в период с 1908 г. по 1913 г., то есть незадолго до русской революции 1917 года, был написан пророческий роман Анатоля Франса «Восстание ангелов»… Сатана, поднявшийся против Бога и низвергнутый им в Ад, готовит новое восстание. Ему снится, что он победил и сам стал Богом. Со всеми присущими властям предержащим минусами. Проснувшись, он решает навсегда остаться «в оппозиции». Разумеется, Франс создал поэтическую инверсию: под Сатаной он понимал разумное и доброе начало, которое клерикалы расценивали как злое. Кто такой Франс? Созерцатель и только. Но ведь как созерцал…