Подумал, что надо главу назвать «геополитика» и содрогнулся. Что за гигантомания такая. Геополитика. ГЕОПОЛИТИКА. ГЕОПОЛИТИКА, ГЕОПОЛИТИКА …
А на самом деле все вытекает само по себе. Из вопроса: почему сложилась российская империя, бескрайняя, с южных гор до северных морей, от Владивостока до Варшавы. И ответ на поверхности, тоже предельно прост…
Но начнем издалека. Феодалы-крепостники, русские ли, английские ли, пережимали палку в своих эксплуататорских замашках. Кто-то развивал пото-выжимательную систему, кто-то садировал своих крестьян. А из них кто-то терпел, (потому что «господь терпел и нам велел»), кто-то находил в этом терпении мазохистскую сладость… Ну а кто-то был свободолюбив настолько, что, как тупейный художник в повести Николая Лескова, готов был перерезать горло обидчику. Но чаще и проще: убежать от барина… Куда вот только – стоял вопрос. И здесь - водораздел между русскими и английскими (испанскими, французскими, немецкими…) крепостными. Русские бежали на окраины: на Дон, в Запорожье, на Яик… Организовывали там поселения и назывались казаками. А потом начинали охранять границы. Государи их привечали, платили, прославляли… И казаки становились их продолжением, их руками, их карающими десницами, их завоевателями. Государи посылали казаков на дальнейшие подвиги. Те принимали их предложения продолжить завоевания. Игорь Чубайс (не путать с Анатолием!) высказал мысль, что Россия из переделок выходила с прибавлением. И действительно, не только сброшено татаро-монгольское иго, но и начала формироваться Российская империя. А крестьяне завоевали себе вместо татарского ига крепостное иго… Крепостное право – тоже иго. Оно пока не сброшено, но родилось казачество, которое двинулось на юг и на восток, и возникла империя.
Встает вопрос: а почему азиатские южане не стремились на север… Китайцы не шли в Сибирь. Наверное, потому что холодно. Потому что никто особенно не угрожал. Достаточно было построить китайскую стену… Нефть и газ были тогда неактуальны, вперед же не смотрели. А Ермак, Хабаров и Дежнёв пёрли на восток, им тоже было холодно, но они привыкли к русским и уральским морозам, а просторы, свобода, соболя влекли… А потом благородные и простые металлы… Сопротивление было, но слабое. Сибирское население не могло устоять перед казаками. Поэтому и возникла евразийская Россия-Сибирь.
Ну а английский (испанский, немецкий…) свободолюбец… Он куда мог деться? У них не было свободных для поселений и прогулок за зипуном Днепра Дона, Яика… На востоке был сильный противник – Россия. Даже королевские рати не могли совладати с Россией. Ну глядите… Шведы разбиты Александром на Неве в 1240 году. Тевтоны – в 1242 г. тем же Александром (уже Невским); и ведь не просто битва, а Ледовое побоище. 1380 – Куликовская битва, в которой установилось равновесие с восточным агрессором. 1612 – Смутное время, поляки… и вот их ставленника сталкивают с колокольни в Кремле. 1709 – снова шведы, но уже не на Неве, а под Полтавой, но снова побеждены, уже Петром. 1812 – французы. 1941-1945 обнаглевшие немцы… … … «Все побывали тут», а на восточном «фронте без перемен». И из каждого такого нашествия Россия выходила с прибытком. Это вызывает гордость, увы, перерастающую в гордыню. Даже меня с моей еврейской половиной (распирает от гордости).
Россия спасла Европу от Чингиз-хана, но и не дала прохода в Сибирь. Россия не только защитила Европу, но и не пустила Европу в Азию. Поэтому колонизация других территорий со стороны Европы шла только через моря. Границы проходили по морю… Беги за эту границу и все упрешься в море… Так что испанец ли, британец ли, бежавший от тяжелого господина, устремлялся в море. Для начала просто в море, где убивал торговых моряков и грабил нерасторопные корабли… Ну а дальше развивал свой бизнес в заморских территориях. Завоевывал их. И вот «просто пираты» становятся «королевскими пиратами»… Это не исключало экспансии самих государей. Пираты продолжали завоевания. К Британии присоединена территория сегодняшних США, Индия, Австралия… И Британия становится Великобританией, Владычицей морей.
Не отстает и даже успешно конкурирует с ней Испания. Ее колонии – вся Латинская Америка… Не будем пиарить в этом отношении Францию и Германию и т.д. и т.п. С небольшими поправками – все то же самое.
Общим у наших казаков и у их казаков-пиратов было, впрочем, стремление поработить других людей, живущих за пределами окраин… Все так делали… И сейчас, с наших более логичных более гуманистичных и более демократичных позиций этих всех можно осуждать. А тогда все… так делали… Их и тогда можно было бы осуждать с христианских, например, позиций… Но чего греха таить: вместе с пиратами продвигались христианские миссионеры… Надо же было папуасов и австралийских аборигенов обращать на путь истинный. Русские были терпимее, строили православные церкви для себя, оставляя нетронутыми местные религии. В какой-то мере в империи Александра Македонского было так же. У него нашлось ума не трогать множественные языческие культы, встретившиеся по дороге в Индию.
Итак, американцы и казаки - аналоги. Но наши казаки все же не достигли таких высот технологизации. Хотя в джигитовке они, наверное, превзошли американских казаков. Это они взяли от кавказцев. Но их было меньше, чем американцев. Потому что, чтобы покорять Америку, Индию и Австралию было нужно больше казаков. И они должны были быть на высоте технического прогресса. Так что ученых-прикладников возникло в их среде тоже больше и они были «качественнее» .
И вот мир поделен. Русские казаки дошли до Калифорнии с этой стороны. А их казаки – дошли до Калифорнии с той стороны. Наши с востока, те с запада… А Калифорния, она и в Африке Калифорния, там Голливуд, столица, можно сказать всего кинематографа!
Но нас интересует дальнейший путь … Западные казаки создали не просто станицы. Возникли казацкие державы. Они стали сильнее метрополий. Казацкая держава США отделилась от Англии. Канада – тоже отделилась от Европы, Австралия и Индия – стали доминионами. А вот монолит Русь-Сибирь и далее везде… сохранился в своем единстве. Не отделились от Руси. Наверное, во-первых, помешало территориальное единство. А во-вторых… Надо думать над «почему во-вторых». Может быть, сыграла роль общинность… А может быть, наши вообще попроще: гимнастерки, крестьянский быт. Впрочем, простота нравов и вкуса была и у американских ковбоев, чего только стоят их широкополые шляпы! А может быть, не только крестьянский быт играл роль. А царил царистский дух: служить государю. Ермак Тимофеич и Иван Кольцо, если верить фильмам, кланялись Ивану Грозному Сибирью. А цари недооценили. Отдали сдуру Калифорнию и продали, наверное, от великого провидческого ума Аляску… Я сказал «сдуру» по инерции. Наверное, американцы столь великодушны, что и нам что-нибудь ценное отдадут задешево. Если все мы человечество, то отчего же это «сдуру»?
Да нет, не отдадут. А нам и не надо. У нас еще много осталось. Была одна шестая, осталась после Ельцинского путча одна седьмая. Но в ней много чего, в одной седьмой, 40 % всех мировых ископаемых, лес, пока не весь еще сожженный из-за нерадивости чиновничьей. И это всё наши Ермак-Хабаров-Дежнёв обеспечили нам рядом расположенную Сибирь-Камчатку-Чукотку одним куском, Их«ние» же колонии отделились, стали доминионами, а то вовсе стали доминировать в мире как США, или хотя бы просто вышли из империй. Так что получается, что наши казаки обеспечили нас лучше, чем королевские пираты.
И здесь одна существенная мысль бьется сквозь заскорузлую скорлупу предрассудков. Всем известна формула: монополизм – плохо, хорошо – конкуренция. И если брать конкуренцию именно в паре «конкуренция-монополизм», то да, здесь и я согласен. Но так ли уж хороша конкуренция, если не в паре с монополизмом? Один из ведущих конфликтологов в мире Манфред Дойч берет конкуренцию в паре «конкуренция – кооперация». И сопоставляет их свойства. В кооперативных отношениях, пишет Манфред Дойч (M. Deutsch, Distribute Justice: A Social-Psychological Perspective. New Haven and London, 1985, р. 82-86), человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки…, быть психологически открытым, быть ответственным за другого и за совместный кооперативный процесс. М. Дойч говорит о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (учитываются интересы других). Кооперация противопоставляется конкуренции. В кооперативных ситуациях – тенденция к приятию равенства и к взаимному уважению. В конкурентных - узаконивается борьба за выигрыш. Добавим: любой ценой: практикуется коммерческая тайна, а значит, дезориентация конкурента. Войны компроматов. Переманивание работников. Рейдерство. Искусственное банкротство. Ясно, что в паре «конкуренция-кооперация» конкуренция выглядит не такой уж привлекательной, скорее она прелогична, архаична, негуманна. И в конце концов, не выгодна по сравнению с кооперацией. К чему это я?
А вот к чему. Я хочу сейчас продолжить мысль, что если все мы – человечество, то можно как-то по-человечески… не конкурировать, а кооперироваться. Если «русский с китайцем – братья навек», если нет ни эллина, ни иудея, а все дети божьи, то идею Дмитрия Медведева об экономическом эгоизме можно продолжить и выдвинуть идею о геополитическом эгоизме. Мне тоже свойственен геополитический эгоизм. Мысль о том, что у меня какой-то китаец отхватит часть моей Сибири, вызывает у меня просто судороги… Стой, говорю я себе, а то что ею, Сибирью, то есть, пользуется не китаец, а какой-то русский, ладно, шире, россиянин, пусть его зовут Потанин или Дерипаска, мне это как? То есть распиленная единая
государственная собственность, нарочито огосударствленная большевиками, для того, чтобы ее можно было распилить потом между Потаниным и Прохоровым, досталась пяти русским вместо того, чтобы достаться сотне китайцев… И эти русские плевать хотели на меня, коренного россиянина, более того, коренного москвича, который родился и умер в Москве…
Какая мне польза, что не китаец Пын Дын Хуэй, а Олег Дерипаска… Говоря «я», я имею в виду любого честного российского мужика, а не только себя… Нет, Роман Аркадьевич, моя еврейская половина возмущена вашими двумя еврейскими половинами за распил награбленного большевиками. Вы тоже грабили награбленное, как и они… И мне нет разницы, китаец или еврей… Главное, чтобы по-божески, главное, чтобы справедливо…
Итак, в случайном порядке приобретенное российскими казаками ханство Кучума или Чукотка не достались герцогу Кентеберийскому и не китайским мандаринам. Но то - броуновское движение. Там молекулы толкались. Случайный порядок. Елы-палы, сейчас время интернета и нанотехнологий, неужели нельзя как-нибудь иначе распорядиться наследием храбрых, но не очень образованных праотцев? Воздав им за их храбрость и устойчивость к погодным невзгодам? Поставив им памятники, чтобы им кланялись в пояс мы и наши друзья из Индии, Китая, США, Канады… … … ?
Ну не хотят шведы размножаться. Жалко, Малыш тогда будет обречен на дружбу только с Карлсоном, который хотя и приятный дядька, но не другой же Малыш… Китайцы хотят размножаться. Ну и пусть: Конфуций или Лао Цзы не менее интересны, чем Луций Сенека или Лукреций Кар. Пока русские где-то между шведами и китайцами по желанию размножаться… почему бы китайцам не дать возможность пожить в Сибири… Если на самом деле, как говорит православие, нет ни эллина, ни иудея, ну и далее по списку, ни шведа, ни китайца, а все дети божьи… И если русские и в самом деле - православные христиане, то есть следуют этому христианскому завету… Тс-с-с-с… не ловите на слове… Я не сказал «почему бы китайцам не отдать Сибирь». Я сказал: «почему бы китайцам не дать возможность пожить в Сибири». Я не верую. Я только придерживаюсь нравственных заветов христианства. Поэтому и говорю осторожно: дать возможность пожить… Временно или «с постоянной пропиской» на условиях аренды… на 49 лет. Или на 101 год. А там, смотришь китайско-русский интеллект распахает Антарктиду или кратеры на Марсе… или придумает как жить в пятом измерении триллиону руссо-китайцев на острие одной иглы… Нет-нет-нет, и у меня душа трепещет как только подумаю, что «пскопкие» (по маме моей) мои предки зря бежали на Яик и отмораживали себе ноги в то время как китайцы отгородились своей великой китайской стеной, и в ус себе не дули по ту сторону стены. Не хочу я по своему невеликодушию отдавать им Сибирь. Наша она, Сибирушка, матушка, холодненькая, широкая, раскинувшаяся от Урала до Амура. Не отдадим ни пяди! Но приглашать как гастарбайтеров на приемлемых человеческих условиях можно? Сдать в аренду с гарантией можно? И с прибылью и нашим, и вашим? Если нельзя, то и ладно, пусть мы как собака на сене. Только как же быть с «нет ни эллина, ни иудея, все дети божьи»? Какие же мы христиане? Только бороды христианские… И это ладно, если нельзя. Но поразмышлять, а как сделать, чтобы и волки сыты и овцы целы? Можно хотя бы поразмышлять.
Мои сарказмы обусловлены тем, что и размышлять на эту тему никто не хочет. Старая истеричная леди-мадам Олбрайт решает просто: Сибирь всем принадлежит. Ну нет, возмущается во мне старый псковский мужик, мой предок: дудки. Сначала отдай все, что отняли у индейцев, потом отдай все, что отняли у индийцев, а то чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. И наши олигархи-магнаты-тинькоффы-абрамовичи-дерипаски-прохоровы, а вместе с ними госмонополисты-главнанотехнологи и депутаты-аппаратчики-замминистрики-минздравысоцразвития и пррррррррррррррр…. не хотят подумать, как всему честному российскому люду извлечь из храбрости его предков какую-то выгоду, чтобы не только нефте-газо-азмазо-мыльно-пузырным царькам доставалось достояние Сибири. А я призываю продумать и придумать безопасные гарантированные от нахальничания, обеспечивающие чувство благодарности способы кооперирования с китайцами, которые все равно уже в Приамурье хозяйничают негласно… К китайцам я прицепился не потому, что их много и не потому что они рядом, а потому что их очень много и потому что они очень рядом, и граница с ними где-то 3,5 000 км. Но меня волнуют и корейцы, и вьетнамцы, и индусы, и американцы, и англичане, и немцы, и маори, и папуасы – ведь и они дети божьи. И шведы едут пусть в Сибирь, она им ближе по температуре. Эк, я разволновался. Все флаги в гости будут к нам! Но кое-кто заволнуется больше меня. Тогда ведь коррупционная составляющая уменьшится! Если китаец будет платить казне, а не казнокраду? Тут придется еще потрудиться и придумать реальные, а не фиктивные, способы борьбы с казнокрадством. Но об этом мы подробно печемся в другом месте книги.
Вот такая она ГЕОПОЛИТИКА...