В начале 2004 г. в АСТ-ПРЕСС вышла третья моя книга
• «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются»
(в соавторстве с моей женой Еленой Егидес). Она потребует напряженного сотворчества читателя. Тем эффектнее будут победы над сложными научными текстами.
Работая в Московском государственном открытом педагогическом университете (ныне имени М.А. Шолохова), на фак ультете педагогики и психологии я много лет читал курс «Психология учения» будущим социальным педагогам и будущим психологам. Им это надо было и для собственного учения, и для того, чтобы потом работать в том же духе с учителями школ. Но надо было поработать и с самими учащимися школ. А как они воспримут все то же, что и студенты? Одиннадцатиклассники вроде близки по возрасту и умственному развитию к студентам. С первоклассниками я побоялся пока заниматься столь абстрактными делами. Потом я понял, что зря боялся. Но тогда я остановился посредине. И обкатал программу в седьмых классах школы. В 1997-1999 годах я сотрудничал с московской школой №1041, был там научным руководителем экспериментальной площадки. Договорился с начальством провести эксперимент, в том числе и в отношении обучения учению учеников . Мой бывший студент Виктор Давыдов в одном отдельно взятом 7-м классе провел обучение нашему методу. Мы назвали его логико-графическим структурированием.
После того, как семиклассники усвоили программу, Давыдов устроил соревнование. В нем участвовали обученные ученики и необученные учителя различных дисциплин нашей экспериментальной школы .
Была дана для самостоятельного изучения глава с новым для всех материалом по географии, и отведено одинаковое время для ее освоения. Сразу же - срез знаний. Учителям при всем их педагогическом и жизненном опыте ученики дали много очков вперед. Но мне хотелось получить более солидный опыт с семиклассниками. И вот мы с моей женой Еленой Егидес, тогда студенткой экономического факультета строительного университета в течение двух лет работали в шести седьмых классах по 34 часа в год. Итого 12 групп семиклассников примерно по 30 человек. Солидный массив. Эта и другая работа руководимой мною экспериментальной площадки была учтена департаментом образования Юго-восточного административного округа Москвы (в ведении которого 146 школ). Школа №1041 получила в числе еще пяти школ статус школы с гимназическими классами.
Мы показали комиссии урок, на котором семиклассники продемонстрировали свои умения работать с новым учебным материалом. И было это так. Замдиректора методического отдела окружного департамента Ольга Петровна Сахарова дала семикласснице Кате по своему усмотрению фрагмент еще не пройденного материала из учебника биологии для 7 класса. Катя, приодетая по случаю комиссии, и слегка волновавшаяся, на двадцать минут углубилась в работу. На развернутой классной доске стали появляться кружочки, линии, выноски… Когда доска была заполнена, Катя закрыла ее, отдала учебник Ольге Петровне, и не заглядывая ни в текст, ни в свои записи на скрытой части доски, стала излагать комиссии материал, рисуя схемы на свободном пространстве.
Сахарову поразило то, что Катя не только точно воспроизвела все содержание, но выдала гораздо больше текста, чем это было в предложенном фрагменте. Еще более удивительным для комиссии было то, что семиклассница посмела дать резонные критические замечания в адрес учебника. В тексте было сказано, что к цветковым растениям относятся деревья, кустарники и травы. Далее, что некоторые из них, например, эвкалипт, достигают более ста метров в высоту, а некоторые, например, дуб, живут больше ста лет. Ученица сказала: «То, что дуб – дерево, знают и первоклассники, а вот почему не сказано, к чему относится эвкалипт, к деревьям или к кустарникам, ведь этого могут не знать и старшеклассники. И тем более непонятно, почему сообщается о высоте эвкалипта и не говорится о длительности его жизни, а о дубе, наоборот, дается информация о длительности жизни и ничего не говорится о высоте.» Для нас ничего удивительного здесь не было. Катя, в отличие от автора учебника биологии, научилась мыслить системно. С помощью метода, именуемого нами, как уже сказано, логико-графическим структурированием.
Помимо собственно хорошего усвоения знаний, которое, конечно же, может быть и самоцелью, не упустим из виду и некоторые более заземленные ценности. Ученик школы будет получать более высокие оценки, которые нужны для серебряной или золотой медали. Студент получит более высокие оценки, что может быть важно для обеспечения стипендии и для красного диплома.
Ну, а у выпускников школы поступление в вуз связано с конкурсными экзаменами. Или плати за обучение. Что же, выпускник успешнее будет конкурировать на вступительных экзаменах, потому что наш метод – это своего рода конопляное зернышко из сказки Погорельского «Черная курица». С одной только существенной разницей: наше конопляное зернышко не потеряется, потому что потеряться по определению оно может только с головой. И не нужны репититоры, которые дают дозированные знания по таксе: один доллар – одна единица знания. Наш абитуриент поступит в вуз без репетитора! Потому что он самостоятельно и увлеченно проработает материал учебной дисциплины так, как ни один репетитор не сможет проработать этот материал «за него». Так что помимо учеников-выпускников, абитуриентов и студентов, в нашем методе заинтересован родитель . Ведь это ему платить (или не платить) репетиторам. Всем родителям, заинтересованным в интеллектуальном развитии ученика и в его успехах, рекомендуем уже с младших классов тщательно прорабатывать материал этой книги. Чтобы затем постепенно внедрять его в учебную деятельность своего чада.
Читатель убедится, что наш метод важен и для репетиторов . Одно дело, если его абитуриент выдолбит благодаря ему какой-то конкретный текст. И другое дело, если этот текст будет настолько хорошо понят, что абитуриент сможет свободно воспроизводить его. Кроме того, он научится творчески и критично перерабатывать информацию (как семиклассница Катя перед комиссией). И даже будет в состоянии противостоять экзаменатору, который поставил своей задачей «завалить» его.
Ну и о собственном творчестве. Творчество – это преобразование известной нам информации. Мы сами для себя уясняем, что из чего следует, комментируем ее так или иначе, мы мыслим. Это не получение и не передача информации. А именно уяснение новых связей, то есть творение новой информации.
Предупредим заранее, книга наша не для легкого чтения. Мы очень подробно, шаг за шагом разбираем каждый прием в построении схемы. Может показаться даже, что слишком подробно. Читателю мы предлагаем проработать каждый прием из числа обсуждаемых. Чтобы потом он смог собрать все приемы воедино в деле построения логико-графических схем любой степени сложности.
В то же время, если человек будет осваивать все шаг за шагом, последовательно, то он получит нужные навыки без каторжных усилий. А после освоения, понимание и запоминание трудного учебно-научного материала будет радостным.
Основу этой книги составляет, как понятно из предшествующего текста, руководство по логико-графическому структурированию, то есть психологически грамотной переработке текстов в схемы. Именно это даст существенный прирост глубины и широты знаний, именно это будет инструментарием продуктивного творческого мышления, именно это даст основу для хорошего запоминания и воспроизведения сложных мыслительных конструкций.
Но есть и еще проблемы. Вот мы хорошо поняли материал, или его и понимать-то нечего, он сам примитивно прост, но его много, и встает задача все запомнить, проконтролировать себя и потом заставить воспроизвести, а при неудачах – доучить. Это вторая часть книги. Но нас будут интересовать проблемы памяти в рамках интеллектуальных мыслительных построений, а не память на лица. Поэтому – это тоже все «лабиринты» именно мышления.
Третья часть книги: «Как делать научный текст?» Как избежать типичных ошибок начинающих авторов, да и не только начинающих. Как не запутаться в дебрях наукообразных текстов и превратить неудобоваримый текст в приемлемый. Как выбрать рациональные зерна из груды наукообразного мусора. Или понять, что зерен нет, а лишь одна наукообразная шелуха, и вывести мошенника в науке на чистую воду.
Четвертая часть. Как организовать свою интеллектуальную работу. Рабочее место интеллектуала, папки с бумагами и папки в компьютере, режим интеллектуального труда и многое другое по важным мелочам.